Вывожу
из кризиса. Материал заказчика.
Прошлогодний кризис добавил работы аудиторам: практически все
российские бизнесмены столкнулись с необходимостью минимизировать расходы,
реструктурировать долги или вовсе переориентировать бизнес. А без опытных
консультантов здесь не обойтись. Появились и новые для аудита услуги -- для частных
лиц. Им аудиторы готовы оказать помощь при заполнении налоговых деклараций.
Великолепная
пятерка
Сегодня
аудиторскими услугами пользуются не только инвесторы, акционеры или кредиторы,
но и бухгалтеры и руководители предприятий, практикующие "внутренний
аудит". Это обусловлено тем, что согласно российскому законодательству все
открытые акционерные общества, банки и страховые компании обязаны по итогам
года проводить независимую аудиторскую проверку. Ее результаты публикуются
вместе с годовым балансом, а также направляются акционерам, кредиторам,
клиентам, партнерам, в налоговую инспекцию и органы надзора (для банков это ЦБ,
для страховщиков - Минфин). Правда, "независимость" здесь иногда
оказывается липовой. Зачастую для аудиторских проверок приглашается либо
аффилированная структура, либо мелкая компания, которая любыми путями стремится
сохранить отношения с клиентом. Поэтому в аудите нередки случаи, подобные тому,
что произошел в феврале нынешнего года, когда малоизвестная компания
"Квинто-Консалтинг" по заказу российского правительства провело
оценку стоимости ОРТ. Напомним, что телекомпания подписывала с Внешэкономбанком
договор о предоставлении $100-миллионного кредита под залог акций. Так вот,
ОРТ, которому грозило банкротство, было оценено в фантастическую по нынешним
временам сумму -- $800 млн. Отсюда и соответствующее отношение потребителя к
аудиту. Высший менеджмент уверен, что аудитор должен обязательно дать
положительное заключение -- а иначе не за что и деньги платить. Совсем
по-другому представляет процесс профессиональный аудитор, который дорожит своей
репутацией. Ведь в идеале от него требуется не положительная, а объективная
оценка. В противном случае существует риск того, что, скажем, банк, которому
дали кредит на основании аудиторского заключения, разорится, а кредитор уже
никогда не поверит аудитору, написавшему положительное заключение о финансовом
состоянии заемщика. Кстати, именно так все и случилось накануне кризиса в
России. Наши банки, не поскупившись на гонорары западным ревизорам, получали
высокие оценки надежности, на основании которых брали ссуды за рубежом. Кредиты
после кризиса не вернулись. Нетрудно предположить, как теперь относятся к этим
аудиторам западные банкиры. Впрочем, даже профессиональные аудиторы, в свою
очередь, не всегда одинаково понимают предназначение аудита. Речь о разнице
между западными и отечественными специалистами.
Леонид
Шнейдман, партнер фирмы PricewaterhouseCoopers: "Аудитора западного склада прежде всего интересует
соответствие бухгалтерской отчетности реальному положению дел на предприятии. В
принципе, это должно интересовать не только заинтересованного стороннего
пользователя - инвестора, акционера или кредитора, но и государство, налоговые
органы и в некоторой степени общественность в целом. У нас же в России под
аудитом часто понимают проверку финансово-хозяйственной деятельности и приведение
работы организации в соответствие с законодательством (особенно налоговым). В
определенный момент слово "аудит" стало модным, поэтому все это
назвали аудитом, хотя к аудиту как таковому эти специальные проверки имеют достаточно
отдаленное отношение". Впрочем, деление аудиторских компаний, работающих
на российском рынке, на иностранные и российские весьма условно. По крайней
мере, крупнейшие российские компании мало в чем уступают западным по качеству
работы. К тому же в иностранных фирмах так называемой большой пятерки
большинство специалистов -- российские граждане.
В "большую пятерку" входят PricewaterhouseCoopers, Andersen Worldwide,
Ernst & Young, KPMG и Deloitte & Touche.
Оборот
мирового лидера, компании PricewaterhouseCoopers (объединившей Pricewaterhouse
и Coopers & Lybrand) составил в прошлом году $15 млрд. В России
PricewaterhouseCoopers собрала 1,34 млрд. рублей. Кстати, PricewaterhouseCoopers
-- единственная из компаний "большой пятерки", которая раскрывает
свои российские обороты. "Собратья" же PricewaterhouseCoopers по
каким-то причинам не желают делиться информацией о себе. Оборот крупнейшей
отечественной фирмы "Юникон" в десять раз меньше, чем российского
PricewaterhouseCoopers: 131 млн. рублей. Вместе с тем "Юникон" по
итогам 1998 года серьезно оторвался от своих российских конкурентов. Его
ближайшие соперники, компании "Росэкспертиза" (входит в холдинг
"Интеррос") и "Русаудит, Дорнхофф, Евсеев и партнеры",
собрали в прошлом году 68,8 млн. и 67,2 млн. рублей соответственно.
Принципиальная
разница между нашими и западными компаниями: международные фирмы - это всемирно
известные брэнды. И любой организации, мечтающей о выходе на зарубежные рынки
или о привлечении иностранного инвестора, приходится сотрудничать с зарубежными
ревизорами. Естественно, международные компании, в первую очередь представители
"большой пятерки", грамотнее проконсультируют в отношении зарубежного
законодательства (например, о порядке регистрации компаний или минимизации
налогов), кроме того, им лучше удается управленческий консалтинг. Наши фирмы
традиционно сильны в вопросах российского законодательства и бухучета. При этом
стоит отметить, что, обратившись за консультацией в западную фирму, придется
заплатить в полтора-два раза больше, нежели российской компании. Так,
"иностранцы" берут за консалтинг от $200 до $400 в час. Тогда как
наши соотечественники -- $100--150.
Осенний
поцелуй
Прошлогодний
кризис привел к ощутимому сужению рынка аудита. В рублевом эквиваленте объем
выручки ста крупнейших аудиторских компаний по сравнению с 1997 годом удвоился
и составил 2,4 млрд. рублей. Однако в долларовом исчислении сократился на 20-30%.
Пока кризис практически не повлиял на расстановку сил среди лидеров. По крайней
мере, чисто внешне ни одна из компаний, представляющих первую двадцатку, не
испытывает затруднений. Однако это не означает, что status quo на рынке аудита
будет сохраняться и дальше. По словам специалистов, послекризисный расклад сил
должен проясниться только к осени 1999 года. Когда станут известны итоги
первого полугодия. Ведь в прошлом году еще действовали старые, докризисные контракты.
Что позволяло даже попавшим в затруднительное финансовое положение
аудиторско-консалтинговым компаниям удерживаться на плаву. В нынешнем же году
многим придется заново заключать договоры. Вот тут-то и станет ясно, кто из
компаний смог пережить кризис и найти от него свое противоядие, а кто - нет.
Андрей
Дубинский, генеральный директор компании "Юникон-МС": "Безусловным лидером на российском рынке является компания
PricewaterhouseCoopers. Причем это лидерство заслуженное. Еще до кризиса
компания много сделала для того, чтобы не потерять своих клиентов. В результате
осенью они серьезно оторвались от конкурентов. Зато могу сказать с
уверенностью, что после кризиса некоторые другие фирмы "большой
пятерки" несут серьезные убытки и поэтому начали потихоньку сворачивать
здесь свой бизнес. Хотя они, конечно, не будут закрываться -- не тот масштаб
деятельности. Я не исключаю, кстати, что умрет и кое-кто из крупных российских
компаний. Уже сейчас есть компании, львиная доля оборотов которых составляет
торговля ценными бумагами, продажа методик или программного обеспечения". И
в самом деле, фирмы давно уже перестали заниматься аудитом в чистом виде. Так,
крупнейшим мировым аудиторским компаниям он приносит лишь 38--45% доходов. Все
остальное приходится на долю консалтинга. Правда, в России ситуация иная: здесь
доля аудита составляет более 75--80%. Впрочем, некоторые специалисты считают
эту цифру очень условной.
Сергей
Пятенко, первый заместитель генерального директора компании ФБК: "По моим оценкам, до 30-40% услуг, которые российские
компании относят к аудиту, на самом деле являются консалтингом чистой воды, как
правило, налоговым и бухгалтерским. Лишь в редких случаях аудитор просто
подтверждает (или не подтверждает) достоверность бухгалтерской отчетности. В
большинстве же случаев ему приходится не только проверять, но еще и вносить
исправления в бухгалтерские документы, консультировать клиента, как впредь их
правильно вести, и при этом, если возникает необходимость, решать вопросы с
налоговыми органами. Так что на практике доля аудита в России составляет чуть
более 50%". Кстати говоря, кризис оказался для аудиторов палкой о двух
концах. С одной стороны, компании потеряли деньги в банках, с другой --
получили массу потенциальных клиентов. Практически все российские бизнесмены
столкнулись с необходимостью минимизировать расходы или вовсе переориентировать
бизнес. Услуги аудиторских компаний требуются при реструктуризации долгов.
Собрания кредиторов иногда обращаются к аудиторам с просьбой представлять их
интересы в суде. Ревизоры выясняют, насколько достоверна отчетность банка,
законны операции с его имуществом в посткризисный период и т.д. Порой
аудиторским проверкам подвергаются не только банки и компании, но и целые
регионы. Так, "Русаудит" не так давно провел довольно экзотические
ревизии исполнения бюджета рядом региональных администраций, например
Байконура, Сургута, Ханты-Мансийска. К услугам аудиторско-консалтинговых фирм
прибегают и многие компании, которые, казалось бы, выиграли от кризиса.
Например, автомобильные заводы. Ведь рано или поздно преимущества, связанные с
девальвацией рубля, исчезнут. И тогда российским автомобилестроителям вновь
придется на равных конкурировать с иностранными производителями.
Андрей
Дубинский: "В то же время сильно
снизилась потребность в услугах аудиторов в сфере международного
сотрудничества, прямых инвестиций. Если раньше мы могли сами подобрать клиенту
иностранного инвестора, то теперь эта услуга практически потеряла свою
актуальность. Мало кто на Западе сейчас рискует серьезно вкладываться в Россию.
В результате снизилась потребность и в проведении аудита по международным
стандартам".
Андрей
Капустин, генеральный директор, старший партнер группы компаний
"Русаудит" Дорнхоф, Евсеев и партнеры": "Если попытаться охарактеризовать эти перемены в целом,
то можно сказать, что клиенты теперь меньше прибегают к помощи аудиторских
компаний в решении каких-то общих вопросов и больше обращаются за консультациями
по реализации конкретных проектов. Например, увеличился спрос на управленческое
консультирование, различного рода оценки: имущества, нематериальных активов и
т.д. Все большей популярностью пользуются юридические услуги, особенно
касающиеся судебного делопроизводства. Это объясняется тем, что в результате
финансового кризиса возросло количество претензий к банкам и разорившимся
компаниям. По нашему опыту могу сказать, что спрос на юридические услуги именно
в области арбитражной, судебной поддержки вырос примерно в четыре раза". Изменились
и гонорары аудиторско-консалтинговых компаний. Чтобы не потерять клиентов, им
пришлось сильно "упасть". Причем демпинговать стали все без исключения,
в том числе компании "большой пятерки", за которыми раньше таких
"грешков" не водилось. Так, если до августа 1998-го представители
"большой пятерки" за услуги в области аудита брали $150-180 в час, то
теперь довольствуются $100-120. Крупные российские компании были вынуждены
снизить тарифы со $100-120 в час до $60--70 в час. Более мелкие опустили свою
планку $до 30--20 и ниже (вплоть до $2 в час). В ситуации значительного падения
цен преимущество оказалось на стороне крупных аудиторско-консалтинговых компаний,
которые предоставляют своим клиентам весь комплекс услуг. В посткризисной ситуации
у них есть свобода маневра: уступив в цене на одну услугу, они могут наверстать
упущенное в другой. Однако большинству российских фирм в силу узости
специализации подобные маневры недоступны.
Частная
практика
Свои услуги
профессиональные консультанты стали предлагать и частным лицам -- при заполнении
налоговых деклараций. Помощь гражданам в этих вопросах оказывают практически
все крупные компании, включая PricewaterhouseCoopers, "Юникон",
"Русаудит, Дорнхоф, Евсеев и партнеры", "Росэкспертизу" и
ФБК. Появление такого рода услуг вполне закономерно. Тем более что нигде в мире
налогоплательщики не заполняют налоговые декларации собственноручно -- это делают
адвокаты либо налоговые поверенные. Есть несколько вариантов сотрудничества
частного налогоплательщика с аудиторско-консалтинговой компанией. Можно просто
получить консультацию о том, как заполнить декларацию. Скажем, в
"Юниконе" за это попросят $72 в час. Можно принести в фирму все
справки о полученных доходах и произведенных расходах (скажем, на покупку
недвижимости), и юристы составят вашу декларацию. Клиенту останется отнести ее
в ГНИ по месту жительства. Такая услуга, опять же в "Юниконе", стоит
$150. И наконец, можно вообще всю работу "повесить" на аудиторов. Они
сами и заполнят декларацию, и отвезут ее в ГНИ. Правда, стоить такое удовольствие
будет уже не менее $200.